Зороастрийские влияния — европейская музыка

 Рихард Штраус

straussКто не смотрел передачу «Что? Где? Когда?». Думаю, что нет такого человека сознательного возраста. Кто-то наблюдал за знатоками как большой любитель умных вопросов, загадочных сюрпризов, оригинальных и быстрых ответов. Кто-то просто так, любуясь мастерством необычайно сообразительных игроков, кто-то в рекламных паузах других передач, но уверенна, что все обратили внимание на начало этой игры с интригующей, настораживающей, торжественной музыкой. Это музыкальный фрагмент из симфонической поэмы немецкого композитора Рихарда Штрауса, написанной в 1896 году под впечатлением от книги Ф. Ницше «Так говорил Заратустра».

И хоть Ф. Ницше был далёк в своей книге от идей Заратуштры, его интерес к древней религии востока немного нежит душу каждого человека, исповедующего зороастризм.

Заинтересованность наших знатоков музыкой Рихарда Штрауса говорит о расположенности российской элиты к восточной религии и философии. Звучание вступительной части симфонии «Так говорил Заратустра» бессознательно настраивает слушателей на торжественность момента начала игры. Игры, открывающей двери не только к знаниям, получению интеллектуальной информации, но и к Доброй религии древнего пророка, пришедшего когда-то к народам Ирана, положившего начало умению разделять добро от зла, зёрна от плевел для всех заблудившихся в своих духовных исканиях народов Земли.

Рихард Штраус родился в Германии и не принадлежал к известной династии австрийских композиторов, а являлся только их однофамильцем. Музыкальный стиль Рихарда Штрауса формировался под влиянием представителей немецкого романтизма: Вагнера, Мендельсона, Брамса, Шумана. Он написал всего семь симфонических поэм. Творчество Рихарда Штрауса оказало большое влияние на музыкальное искусство Европы ХХ века, способствовало развитию программной музыки и оперы, обогащению выразительных оркестровых возможностей.

Поэма Штрауса «Так говорил Заратустра» это интересная страница философских исканий и как каждое значимое произведение музыкального искусства, – явление многогранное. В первую очередь – это прекрасная музыка, мелодически до такой степени живописная и щедрая, что практически врезается в разум каждого слушателя.

 

Вольфганг Амадей Моцарт

mozartЭтот великий композитор тоже не оставил своим вниманием древнего пророка Заратуштру, написав в 1791 году «Волшебную флейту».

Эта опера Вольфганга Моцарта посвящена в какой-то степени Заратуштре, зороастрийским темам. В опере упоминается имя Заратуштры в его греческом звучании – Зороастр – пророка, пришедшего к народам Ирана с религией Добра и Огня.

Амадей Моцарт родился в XVIII веке, именно в это время народы Запада смогли познакомиться с переводом Авесты, главной книгой зороастрийцев. В 1762 году француз Анкетиль Дюперрон впервые переводит Авесту. Эту книгу ему доверили зороастрийские маги, во время путешествия по Ирану. Анкетиль Дюперрон знакомится с культурой и религией иранского народа, получает доверие местных мобедов и возвращается домой со священными страницами древних знаний.

Моцарт мог познакомиться с Авестой в немецком переводе профессора теологии Рижского университета Иоганна Фридриха Клеукера. Клеукер публикует свой немецкий перевод Авесты  в Риге и Лейпциге между 1776 и 1777 годами. Примерно в это время Моцарт создаёт свою «Волшебную флейту».

Между оперой Вольфганга Моцарта и Дюперроном просматривается ещё одна взаимосвязь. В мемуарах о Плутархе Анкетиль рассказывает, что религия зороастрийских магов соответствует мифу об Изиде и Осирисе.

Интересно, что декорации Оперы «Волшебная флейта» изображали храм Изиды в египетском Мемфисе, помогая освещать происходящее действие во времена царствования Рамзеса I. Герои оперы проходят посвящение перед вступлением в храм Солнца и Света. Церемония проходит с освящением Огнём и Водой. Первосвященником храма является Сорастро, имя, звучание которого напоминает имя Зороастра.

Один из биографов Моцарта Мейнард Соломон в своём сочинении «Моцарт. Жизнь» пишет, что «интерес Моцарта к зороастризму – это одна из традиций масонских лож и читающих обществ, которые были очагами интереса к экзотике и чудесам Востока». В «Волшебной флейте» Вольфганга Амадея центральной нитью проходит аллегория масонства: триумф света над тьмой, который разделяется с известной метафорой просвещения и с культом Осириса (Солнца) и Исиды (Луны, которая может давать свет даже ночью).

Интерес Амадея Моцарта к зороастризму подтверждается письмом к отцу. В письме говорится, что 19 февраля 1786 года во время карнавала в Вене, Вольфганг был одет в маску Зороастра и раздавал листы бумаги, на которых были записаны восемь загадок и четырнадцать пословиц под названием «Выдержки из фрагментов Зороастра».

Жан Филипп Рамо

rameauЖан Филипп Рамо родился в VII веке во французском городе Дижоне и был одним из известных французских композиторов и теоретиков музыки эпохи барокко. Рамо был человеком скрытным и даже с женой он не делился воспоминаниями о своём детстве  ранней юности. Лишь по документам и отрывочным воспоминаниям современников мы можем восстановить путь, приведший его на парижский Олимп. День его рождения неизвестен, а крещен он был 25 сентября 1683 г. в Дижоне. Отец Рамо работал церковным органистом, и первые уроки мальчик получил от него. Музыка сразу стала его единственной страстью. В 18 лет он отправился в Милан, но вскоре вернулся во Францию, где вначале странствовал с бродячими труппами в качестве скрипача, потом служил органистом в ряде городов: Авиньоне, Клермон-Ферране, Париже, Дижоне, Монпелье, Лионе. Так продолжалось до 1722 г., когда Рамо выпустил в свет свой первый теоретический труд — «Трактат о гармонии». О трактате и его авторе заговорили в Париже, куда Рамо переехал в 1722 или в начале 1723 г.

Человек глубокий и искренний, но совершенно не светский, Рамо приобрел среди выдающихся умов Франции как приверженцев, так и противников: Вольтер называл его «нашим Орфеем», но Руссо, поборник простоты и естественности в музыке, резко критиковал Рамо за «ученость» и «злоупотребление симфониями».

Решившись выступить на оперном поприще лишь почти в пятидесятилетнем возрасте, Рамо с 1733 г. стал ведущим оперным композитором Франции, не оставляя также научную и педагогическую деятельность. В 1745 г. он получил звание придворного композитора, а незадолго до смерти — дворянство. Однако успех не заставил его изменить своей независимой манере держаться и высказываться, из-за чего Рамо прослыл чудаком и нелюдимом. Столичная газета, отзываясь на кончину Рамо — «одного из знаменитейших музыкантов Европы», — сообщала: «Он умер со стойкостью. Разные священники не могли ничего от него добиться; тогда появился священник… долго разглагольствовал так, что больной… с яростью воскликнул: „Кой черт пришли вы сюда петь мне, господин священник? У вас фальшивый голос!“»

Рамо один из композиторов своего времени, которые любят нарушать сложившиеся традиции. Он не пишет оперу, основанную на классической мифологии Греции и Рима. Вместо этого он основывает свою композицию на принципах зороастризма и рассказывает о Зороастре. Впервые опера Рамо «Зороастр» была представлена в Парижской Опере в 1749 году.

Поскольку Анкетиль Дюперрон знакомит Европу с первыми переводами Авесты только в 1779 году, то источником знаний о Заратуштре приписывается Жану Рамо… масонство.

Луи де Каюсак, либреттист оперы Рамо «Зороастр» принадлежал к одной из масонских лож, и многие его работы посвящены идеалам европейского движения «Просвещение», в котором и был заложен источник знаний о зороастризме.

Действие оперы Рамо «Зороастр» проходит в древнем царстве Бактрии, где символом добра выступает Зороастр, преданный богу Оромасу (Ахура Мазда). Зло олицетворяет колдун Абраман, поклоняющийся Ариману (Ахриман). Опера посвящена темам Любви и просвещению.

Печатается по материалам Зороастрийского наследия.

Автор К.Э. Эдулджи

Оставить комментарий

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.