Йазаты

…хранитель ангел мой
Придёт ли в тишине беседовать со мной?
Яков Полонский

Йазат, или изед, в зороастрийской теологии – это, в сущности, ангел. В переводе с авестийского языка «йазат» означает «достойный поклонения» или «почитаемый». Все йазаты – это творения Ахура Мазды. Они представляют собой иерархию небесного воинства, выстроенного для битвы с силами мрака, хаоса и разрушения. Во многих зороастрийских текстах их нередко называют богами, потому что они выполняют волю единого Творца.

Несмотря на то, что каждому из йазатов отведена какая-то определённая область деятельности, своя сторона мира, за которую он несёт ответственность, среди них нет чёткого заданного разделения сфер влияния, нет жёсткой системы подчинения низших высшим, как это присутствует у сил Тьмы. Поскольку силы Света многофункциональны и свободны в своём развитии, понятие строгой иерархии в отношении йазатов не совсем применимо, а точнее, строится не по тому принципу, что иерархия Тьмы. Это у демонов и  бесов каждый выполняет свою, строго отведённую ему функцию, хотя может и приспосабливаться, менять маски. Вместе с тем у них нет своей индивидуальности, они лишь ячейки в эгрегоре Зла. А вот обращаясь к силам Света, человек может просить о помощи в любом деле у любого из святых, ангелов, архангелов, так как его молитва, его просьба будет в случае необходимости передана по назначению и выполнена, если человек этого заслуживает.

Иерархия Света приблизительно выглядит так:

Ахура Мазда
Арта Небесная и Спента Армаити
Высшие Фраваши
Шесть Амеша Спента
28 высших йязатов
32 малых йазатов
72 Фравашей
108 Благих Царей
Святы, священники
1001 Священномученники
Новые Святые

Интересно отметить, что йазаты, или ангелы, чаще всего воспринимаются как представители мужского рода. Но на самом деле к ним понятие пола как таковое неприменимо. Ассоциируются они с мужским началом только потому, что в большей степени выполняют чисто мужскую функцию – воинскую, связанную с отдачей энергии, защитой и оказанием помощи. Правда, женская, воспринимающая функция им тоже не чужда. Через неё йазаты внемлют просьбам человека, воспринимают так называемые жертвы от людей. Кстати, в зороастрийском пантеоне есть йазаты, носящие чисто женские имена, такие как Ардвисура Анахита (Гармония), Арта (Истина), Мах (Луна), Даэна (Божья Премудрость) и т.п. И это указание на то, что с этими йазатами в большей степени связана именно женская, воспринимающая функция, а также защита женского начала на всех уровнях.

Вообще йазаты – это некие архетипы, прообразы, которые записаны в подсознании человека. В зороастризме их называют одними именами, в христианстве другими, но их суть не меняется. Зороастрийскому йазату всегда можно найти соответствующий образ среди христианских святых, восстанавливая соответствие по атрибутам одних и других. Например, Николай Угодник – это мифологический образ, в который вошли деяния Воху Мано, его изображали с посохом, как и Воху Мано. Архангел Михаил с мечом – это образ Кхшатры Ваирьо. Пантелеймон целитель с чашей – Хаурват. Праскеву-пятницу всегда ассоциировали с водой и с пятницей. С теми же потоками вод и с Венерой, которая управляет пятницей, связана Ардвисура Анахита. У славян бобр считался священным животным, которое нельзя трогать в пятницу. Он же был священным животным Ардвисуры Анахиты. Можно провести параллель между Богоматерью и Артой. Аналогом Даэны может выступить Софья – Премудрость, которая также воплощала преображение и мудрость. А с прообразом Митры созвучен Иоанн Креститель.

Именно в мифологическом сознании древних Ариев законы, управляющие мирозданием, облекались в доступные человеческому пониманию образы богов или йазатов. Все высшие человеческие порывы, побуждения, влечения и то, что сейчас называют инстинктами, также соотносились с божественными силами.

П.П. Глоба. Календарь древних Ариев, 2013